Otoshel-ko-Gospodu-mitropolit-F

Вечная память митрополиту Феодосию – устроителю Ачаирского Крестового монастыря

40 дней назад, 28 мая, на 90-м году жизни после продолжительной болезни отошел ко Господу находившийся на покое основатель Ачаирского Крестового монастыря митрополит Феодосий (Процюк), в течение 25 лет возглавлявший Омско-Тарскую епархию. С тех самых пор тело Высокопреосвященнейшего владыки по его завещанию упокоено в пределах Ачаирского монастыря, в нижней части Успенского собора, ставшей по замыслу митрополита Феодосия святым местом вечного молитвенного поминовения.

Митрополит Феодосий задумал грандиозный проект монастыря, чтобы обитель стала крупнейшим в Сибири местом памяти о мучениках безбожной власти. В те годы трудно было представить масштаб и истинное значение этого начинания. Теперь же, благодаря владыке, Ачаирский Крестовый монастырь называют Жемчужиной Прииртышья и его Омским чудом.

Создавая Ачаирский монастырь, владыка Феодосий черпал вдохновение из замысла митрополита Виленского Иосифа Семашко, который построил свой монастырь на небольшой городской территории с учетом библейской топонимики, отметив в нём места земной жизни Христа. Эту идею крестоношения митрополит Феодосий развил и преобразил, воплотив её со свойственным ему размахом на большом участке земли бывшего ГУЛАГа. Можно с уверенностью предположить, что Ачаирский Крестовый монастырь владыка воспринимал как одно из главных дел своей жизни, как возрождение монашеского подвига там, где о нём не ведали целые поколения. Теперь Ачаирский монастырь ограждает наш город от бед не только с юга, он стал молитвенным щитом и напоминанием о вере, как и кресты, поставленные на  дорогах, ведущих в Омск. Владыка Феодосий защищал наш город даже с неба, окропив его однажды святой водой с борта военного самолета. Вся жизнь Высокопреосвященнейшего владыки Феодосия на омской кафедре была направлена на то, чтобы духовно укрепить епархию и жителей города, которого он не даром называл Богохранимым и Богоспасаемым градом Омским.

+++

Высокопреосвященнейший Феодосий, митрополит Омский и Тарский, возглавил Омскую епархию 29 июля 1986 года, впервые в истории омской епархии получив звание митрополита.

Прибыв в Омск в 1986 году с титулом архиепископа Омского и Тюменского, он добился передачи Церкви отобранных и поруганных святынь древнего града Тобольского: Знаменского Абалакского мужского монастыря и жемчужины сибирского зодчества – архитектурного ансамбля одного из самых древних православных святынь Сибири – Тобольского кремля с Софийско-Успенским собором. В 1989 году после 70-летнего бездействия молитвами и трудами владыки была открыта и Тобольская Духовная семинария.

Сибирь стала второй родиной деятельного владыки. В Прииртышье он обрёл свою вторую родину и четверть века возглавлял Омскую кафедру, соединяя в себе времена, традиции и эпохи. Этому служению он отдавал всё богатство своей души и все Богом данные ему таланты и силы, возрождая жизнь Церкви и возвращая народ Божий к отеческой вере.

С приходом архиепископа Феодосия на Омскую кафедру начался период её духовного возрождения. До прибытия митрополита Феодосия в епархии было открыто всего шесть приходов и два храма. Праведными трудами и неустанными молитвами владыки число построенных и восстановленных храмов и часовен в Омской области кроме Ачаирского Крестового монастыря, выросло с 6 до более 150. Благодаря митрополиту Феодосию, Омск вновь обрёл жемчужину российского зодчества – Успенский кафедральный собор, под руинами которого были обретены мощи новомученика Сильвестра Омского. Стараниями владыки и под его редакцией вышли в свет труды этого новомученика с житием и историей обретения его мощей под общим названием «В вере ли Вы?». За годы архипастырства митрополита Феодосия были прославлены четверо омских святых, и поданы документы на канонизацию ряда других омских праведников и мучеников.

Велика роль митрополита Феодосия в становлении и укреплении православия, в формировании и популяризации духовности, культуры и истинных христианских ценностей на Омской земле на перепутье времён после упадка советской идеологии. С именем Высокопреосвященнейшего владыки Феодосия были связаны многие перемены и преобразования на омской земле: возродился интерес к православной вере и Церкви, открыты иконописная мастерская, духовное училище, воскресные школы, курсы повышения квалификации для педагогов для изучения «Основ православной культуры».

Владыке Феодосию довелось служить в Сибири в особое время, отмеченное общественно- экономическими потрясениями и величием постатеистического духовного возрождения. Несмотря на это, владыка Феодосий всегда был открыт к диалогу с деятелями науки, образования и культуры, проявляя заботу о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Он успешно взаимодействовал со светской властью во имя процветания края, воплотив в епархии симфонию светской и духовной власти, этого идеала православия и символа единства и соработничества. Это время стало вторым Крещением Руси, эпохой смены умонастроений, возвращения веры и традиций.

Владыка всегда был на виду у людей. К нему шли с болью и печалью, ища поддержки и мудрого совета. Даже у далёких от Церкви людей его имя вызывало добрые чувства и глубокое уважение. Немало людей, стоящих на разных ступеньках социальной лестницы нашли путь к храму, благодаря тому, что у кормила духовной власти оказался умудренный опытом, просвещённый и разносторонний деятель — архиепископ Омский и Тарский Феодосий, память о котором навсегда останется в памяти людей.

Елена Горбунова