В четвёртую неделю Великого Поста церковь прославляет преподобного Иоанна Лествичника
Преподобный Иоанн Лествичник — великий подвижник и автор духовного творения, называемого «Лествица», игумен Синайского монастыря.
Почитается Святой Церковью в числе выдающихся соустроителей монашества. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. Несмотря на завидное образование, постигая азы монашеской мудрости Иоанн не превозносился ученостью, был скромен и прост в общении с ближними, во всём послушен духовнику.
Следуя советам наставника, аввы Мартирия, и исполняя его указания, он делал это настолько старательно и самоотверженно, словно слушался не человека, но Самого, повелевавшего через него, Небесного Царя. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой.
Отшельничество.
В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в безмолвном отшельничестве, посте, молитве и покаянных слезах. Не случайно в «Лествице» преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: «Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние». Праздность и леность он преодолевал с помощью Божьей и постоянным памятованием о грядущем Суде.
Часть своего времени он уделял обработке земли, ухаживанию за огородным хозяйством, доставлявшем пищу к столу.
Чудо молитвы.
У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: «Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?» Преподобный Иоанн тотчас пробудился и стал молиться за своего ученика. Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: «Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал…»
Игуменство.
В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители, монастыре Неопалимой Купины, позже называемом обителью святой Екатерины (сегодня обитель возможно посетить, поднявшись на гору Моисея, наxодящуюся недалеко от Шарм-Эль-Шейxа, Египет). В этом он видел Божественное предначертание. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.
Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря, и была написана преподобным знаменитая «Лествица» – руководство для восхождения к духовному совершенству. Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них «истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат…» Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков. Свое творение преподобный так и назвал – «Лествица»
Лествица.
«Лествица» написана лёгким, лаконичным языком. В текст «Лествицы» вошло более 60 народных пословиц и поговорок. Автор приводит множество историй — поучительных примеров восхождения и падения, свидетелем которыx он был сам. В конце каждой «ступени» приводится стихотворное резюме.
Благодаря этому стилистическому богатству книга стала излюбленным чтением не только монахов. Хотя «Лествица» и была изначально им адресована, и многие её положения (об отречении от мира, о бесстрастии, о странничестве, о послушании) недоступны нашему суетному разуму, однако законы духовной жизни одинаковы для всех.
Сочинение известно также под названием «Лествица рая» (Scala Paradisi). Название «Лествица» Преподобный объясняет в эпилоге, где восхождение по «умопостигаемой лествице» понимается как возрастание «в меру возраста исполнения Христова», а 30 ступеней (слов) соответствуют возрасту Христа, вышедшего на проповедь на Иордане.
Образ «Лествицы» применительно к духовной жизни указывает, с одной стороны, на необходимость духовного совершенствования и восхождения к Богу, с другой — на постепенность в этом движении.
Почитание Иоанна Лествичника.
На Руси широкое почитание Иоанна Лествичника существовало уже в домонгольский период. Так, образ преподобного присутствует в нескольких известных ранних русских памятниках: в системе росписи церкви Спаса на Нередице в Великом Новгороде и на фресках собора Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре в Пскове. Изображения святого Иоанна помещаются в алтаре, на алтарных преградах, в оконных проемах и на столпах, а также в медальонах на сводах храмов или на миниатюрах – с открытыми перед грудью ладонями.
С середины XVI века количество икон святого Иоанна Лествичника увеличивается: небесным покровителем царевича Иоанна, сына Ивана Грозного, стал святой Иоанн Лествичник. Сохранилась мерная икона царевича, написанная при его рождении: святой Иоанн на ней имеет тонкие черты лица и представляет собой образ аскета-мыслителя с высоким лбом и аккуратными короткими волосами. В иконописи Синодального периода преподобного Иоанна нередко изображали на заказных иконах и в составе избранных святых. «Лествица» и печататься начала очень рано: в 1627 году Киево-Печерским монастырем было сделано первое издание с гравюрами.
Композиция «Лествица» нередко воспроизводилась на стенах русских храмов – например, в западной галерее Благовещенского собора Московского Кремля. А на других иконах «Лествицы» нередко изображались русские белокаменные храмы прямо рядом с лестницей, ведущей в небо.
«Лествица» была известна на Руси уже во времена Владимира Мономаха. Не расставался с ней и писатель Н.В.Гоголь, а Ф. М. Достоевский также находился под сильным духовным влиянием «Лествицы», которая была подарена ему оптинским старцем Амвросием.