Ектению читает, как правило, диакон, стоя на амвоне лицом к алтарю. Вытянув правую руку, он держит в ней орарь и после каждого прошения осеняет себя крестным знамением. Иногда за неимением штатного диакона на службе ектению может прочитывать священник. В Греческой церкви это было так исторически, и лишь только в Русской церкви было всегда обычным иметь также диакона на службе.
За Литургией бывает поминовение на ектениях (о здравии и о упокоении). Ектения — это ряд идущих друг за другом кратких прошений, служащих приглашением к молитве, завершающихся возгласом. В непраздничные дни, когда бывает поминовение усопших, за Литургией также произносится заупокойная ектения с поминовением почивших членов Церкви.
Ектения всегда читается в диалоге с хором. Ответные слова хора называются аккламациями. На ектенье бывают четыре различных аккламации:
«Господи, помилуй»
«Подай, Господи»
«Тебе, Господи»
«Аминь» — заключительная.
Ектения заканчивается возгласом священника, на который хор отвечает: «Аминь!». Возглас священника в большинстве случаев является громко озвученным окончанием про себя читаемой положенной в это время молитвы.
По содержанию и числу прошений в русской церковной практике различают великую, малую, сугубую и просительную.
Первый вид – это великая ектения. Место в службе ее – первое, это первая ектения на каждой службе: на литургии, на вечерне, на утрени, и отличается она особенной полнотой и возвышенностью содержания. Прошения выстроены в ней как бы сверху вниз. Сначала мы молимся о свышнем мире и спасении душ наших – самое главное прошение, а потом уже о плавающих, путешествующих, недугующих; ектения спускается от самых высоких к самым простым нуждам человеческим.
Следующий вид – малая ектения. Она всегда начинается словами «Паки и паки» – снова и снова, давайте еще раз Господу помолимся. Малая ектения содержит всего два прошения.
Просительная ектения начинается словами «Исполним молитву нашу Господеви», могут добавляться слова «вечернюю» или «утреннюю». И отличается она тем, что, начиная со второго или с третьего прошения, хор поет не «Господи, помилуй», а «Подай, Господи». Прошения здесь уже другого характера, чем в великой ектенье.
И, наконец, сугубая ектения. Само слово «сугубый» означает «двойной», «усиленный». После чтения Евангелия произносится сугубая ектения в текст которой вставляются дополнительные прошения о живых членах Церкви, находящихся в тех или иных нуждах Хотя ектения называется двойной, но «Господи, помилуй» там поется трижды. Сугубая ектения начинается словами “рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем” (“рцем” означает “будем говорить”). Содержит, в основном, прошения о лицах: Патриархе, правящем архиерее, стране (правителях и воинстве), о почивших христианах (в первую очередь, создателях храма), а также о всех тех, кто совершает в нем богослужение и выполняет различные послушания, а также о предстоящих. На каждое прошение, произносимое диаконом или священником, хор отвечает троекратным “Господи, помилуй”. Она может быть полной, т. е. начинаться словами «Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем…» – давайте скажем от всей души, от всего помышления – или сокращенной: сразу с прошения «Помилуй нас, Боже», после которого трижды поется «Господи, помилуй».
В некоторых приходах есть традиция вставлять прошения о болящих, о путешествующих и т. п. в последование сугубой ектении. Сугубая ектения не является молебном, но может входить в последование молебна.
Кто не имеет возможности посетить монастырь, может заказать заказную ектению через наш сайт в режиме он-лайн:
Заказная ектения | |||
О недужних (о болящих) | одно имя | 20 руб | |
На всякое прошение | одно имя | 20 руб | |
О призывании помощи на всякое доброе дело | одно имя | 20 руб | |
О заточенных в темницу | одно имя | 20 руб | |
О сохранении супружества | одно имя | 20 руб | |
О путешествующих | одно имя | 20 руб | |
Благодарение о получении прошения о всяком благодеянии Божием | одно имя | 20 руб |