26 января — память прп. Иринарxа Ростовского Затворника
С детства он отличался смирением, любовью, тихостью, кротостью и целомудрием, а кроме того — особыми провидческими духовными дарованиями. Предсказал свою будущую монашескую жизнь, а также особый аскетический подвиг, который он впоследствии взял на себя — ношение железных вериг.
Монашеская жизнь прп. Иринарха. Илья оставляет дом и уходит в Борисо-Глебский монастырь в возрасте 30 лет, где по его просьбе игумен Ермоген I, постригает его в монахи с именем Иринарха.
В Борисоглебском мужском монастыре прп. Иринарх пребывает на послушании, а также проходит путь монашеской жизни под духовным руководством опытного старца, трудится в пекарне и усердно посещает монастырские богослужения: приходит в церковь прежде всех братий и уходит не ранее отпуста, ни с кем не говорит во время службы и не садится во время чтений. прп. Иринарх, сомневаясь относительно места своего спасения (предположительно, вследствие недостаточной для него и его аскетических устремлений строгости монашеской жизни в Борисоглебском монастыре) и желая уйти в Кирилло-Белозерский или Соловецкий монастыри, славившиеся по всей Руси особой аскезой, трижды после молитвы об этом слышит небесный глас, запрещающий ему идти в эти монастыри и повелевающий оставаться в монастыре свв. Бориса и Глеба: «Здесь спасешься». После этого, трудясь на пономарской службе, прп. Иринарх усиливает свои подвиги, пребывая в молитвах днем и ночью, спит на голой земле. Совершая благодеяния нуждающимся, он отдает свои сапоги страннику в зимний мороз, молясь Богу о даровании «теплоты ногам» и ходя босым летом и зимой во все последующее время жизни, носит «ветхие ризы», за что прп. Иринарх был подвергаем со стороны игумена, монастырским наказаниям, например: приказанию стоять по два часа под окном на молитве на морозе, долго звонить зимой на колокольне, трехдневному заключению в монастырскую тюрьму без пищи и пития. Наказания он переносил с терпением и с благодарением Богу . Впоследствии, при хождении в Ростов с целью выкупа «некоего христолюбивого мужа», оказавшегося под долговым арестом, зимой, в сильную стужу, босой прп. Иринарх, отойдя от монастыря на 7 верст, отморозил ноги и три года, находясь в Борисоглебском монастыре, тяжело болел, но Бог исцелил его. Преподомный Иринарx в течение жизни по промыслу Божьему служил еще в двуx монастыряx: Авраамиев монастыре и монастыре святого Лазаря.
Подвиг прп. Иринарxа. Уединившись в затворе, подвижник железной цепью приковал себя к деревянному стулу, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии. 25 лет провел преподобный Иринарх закованным цепями и веригами в тяжелых трудах. Преподобный продолжал носить свои тяжкие вериги и, трудясь, изготовлял нищим одежду, вязал волосяные свитки и клобуки. Он спал ночью лишь один час или два, остальное же время молился и бил свое тело железной палкой.
После святого старца осталось 142 медных креста, семь наплечных вериг, цепь в 20 сажен, которую он носил на шее, железные ножные путы, восемнадцать ручных оков, «связни», которые он носил на поясе, весом в пуд, и железная палка, которой он избивал свое тело и прогонял бесов.
Реликвия Борисоглебского монастыря — «охранное знамя Сапеги». Знамя выполнено в форме хоругви, на нем изображен арх. Михаил, охраняющий врата рая, и Иисус Навин. По легенде, это знамя Ян Сапега захватил в одном из сражений с русскими войсками. Спасаясь после поражения от русскиx войск под Калязином, Сапега остановился лагерем у Борисоглебского монастыря и оставил знамя в обители.
В Борисоглебском монастыре хранился восьмиконечный деревянный крест, которым, по преданию, прп. Сергий Радонежский благословил основателей обители на строительство.
Польско-литовская война в дни Лжедмитрия. Святому Иринарху было видение о том, что Москву захватит Литва, а церкви по местам будут разорены. Он стал горько плакать о предстоящем бедствии, и игумен повелел ему ехать в Москву и предупредить царя Василия Иоанновича Шуйского о грозящей беде. Преподобный Иринарх выполнил послушание. Он отказался от предложенных ему даров и, вернувшись, стал усердно молиться, чтобы Господь помиловал Русскую землю.
Враги явились на Русь, стали завоевывать города, избивали жителей, грабили монастыри и церкви. Лжедимитрий и второй самозванец стремились покорить Русь польскому королю. Борисоглебский монастырь также был захвачен врагами, которые вошли к святому затворнику и удивились прямым и смелым речам старца, предсказавшего им гибель.
Сапега, остановившийся в Борисоглебском монастыре, пожелал видеть старца, сидящего в цепях, и удивился такому подвигу. Когда паны, пришедшие с Сапегой, сказали ему, что старец молится за Шуйского, преподобный смело сказал: «Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю». Сапега отвечал: «Правда в батьке велика – в которой земле жить, той земле и служить». После этого преподобный Иринарх стал убеждать Сапегу уйти из России, предсказывая ему в противном случае смерть.
Преподобный Иринарх следил за ходом войны и послал князю Димитрию Пожарскому свое благословение и просфору. Он велел ему идти под Москву, предсказав: «Увидите славу Божию». В помощь Пожарскому и Минину преподобный передал свой крест. С помощью Божией русские одолели Литву, князь Пожарский овладел Кремлем, и в Русской земле постепенно начал водворяться мир. Старец Иринарх по-прежнему непрестанно молил Бога со слезами об избавлении Руси от врагов и, обладая силой творить чудеса, исцелял больных и бесноватых.
Реликвия Борисоглебского монастыря — «охранное знамя Сапеги». Знамя выполнено в форме хоругви, на нем изображен арх. Михаил, охраняющий врата рая, и Иисус Навин. По легенде, это знамя Ян Сапега захватил в одном из сражений с русскими войсками. Спасаясь после поражения от русскиx войск под Калязином, Сапега остановился лагерем у Борисоглебского монастыря и оставил знамя в обители.
В Борисоглебском монастыре хранился восьмиконечный деревянный крест, которым, по преданию, прп. Сергий Радонежский благословил основателей обители на строительство.
Погребение и мощи Кончина прп. Иринарха в возрасте 68 лет и 4 месяцев пришлась на день памяти св. мч. Ермила и Стратоника — 13 / 26 янв. 1616 г. в 9 часу ночи с пятницы на субботу.
Погребение было совершено в пещере, вырытой прежде самим прп. Иринархом справа от входа в соборный храм свв. Бориса и Глеба (Борисогле́бский на Устье Ростовский мужской монастырь, Ярославская область).
Чин, в котором окончил свою жизнь прп. Иринарх, Житие называет «инок схимник». Хотя Житие святого нигде не сообщает о факте или времени возведения прп. Иринарха в Великую схиму, традиция почитания прп. Иринарха свидетельствует об оставшихся поле его кончины и хранившихся в XIX–нач. XX вв. схимнических одеждах. Схимником прп. Иринарх обозначает также и иконописный канон изображения святого, а также в схимнических одеждах он изображается на иконах. В нач. XX в. житие прп. Иринарха было включено в издание «Житий святых» свт. Димитрия Ростовского.
26 января 2016 года Борисоглебский мужской монастырь встречал сотни паломников. В этот день в обители отпраздновали 400-летие преставления преподобного Иринарха Затворника. С большой любовью монастырь встретил и своих давних друзей – паломников из Польши вместе со священнослужителями Супрасльского Благовещенского монастыря.
После богослужения архиереи, священнослужители и молящиеся совершили крестный ход к келии преподобного Иринарха, расположенной у восточной стены обители. Затем в Илиинском приделе Борисоглебского собора, где под спудом находятся святые мощи преподобного Иринарха, было совершено славление святому.
О чем молятся преподобному Иринарxу Ростовскому
Об избавлении Русской земли от врагов
Об исцелением от различных психических растройств или беснования
О заступничестве
От чревоугодия (для поxудения)