Великий Четверг

Вечери Твоея тайныя днесь Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Вечери Твоея тайныя днесь Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.


Великий четверг (Великий Четверток) занимает особое место cреди дней Страстной седмицы. В этот день Церковь вспоминает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками – апостолами. На Тайной Вечери Спасителем было установлено главное церковное Таинство – Таинство Евхаристии, или Причащения, во время которого все верующие под видом хлеба и вина вкушают истинные Тело и Кровь Христовы.
Без причащения, учит Святая Церковь, нет истинной христианской жизни, так как в этом Таинстве происходит самое полное, предельно возможное на земле благодатное соединение человека с Богом.
Тайная Вечеря была совершена Христом за день до празднования ветхозаветной Пасхи. Евреи совершали этот праздник в память о чудесном исходе из Египта, где они находились в рабстве в течение четырёхсот лет.
Как и многие другие события ветхозаветной истории, праздник иудейской Пасхи имел прообразовательное значение. Он готовил людей к принятию истинной Пасхи, истинного спасения от рабства греху и смерти. Такое спасение должен был принести людям Сын Божий – Новозаветный Пасхальный Агнец, закланный за грехи мира. Так велико и глубоко было падение людей, что только Сам Бог, добровольно приняв на Себя падшую человеческую природу, мог спасти человека.
Господь преподает нам Себя в Таинстве Евхаристии, дабы каждый верующий в Него мог достичь главной и единственной цели своей жизни – приобщиться Божественной любви, приобщиться Самого Божества.
Тайная Вечеря началась с омовения. Сын Божий, Творец мира совершает обряд, который традиционно совершали рабы: Он омывает апостолам ноги.
Ученики были поражены действиями их Божественного Учителя. Они молча принимали омовение. Только апостол Пётр, человек горячий, не мог сдержать овладевших им чувств.
«Господи! – воскликнул Пётр, – Тебе ли умывать мои ноги?» На это Христос ответил: «что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после… Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Своим примером Господь показал не только любовь к ученикам, но и научил их смирению – чтобы они не считали за унижение для себя служить ближнему.
И в наши дни в Великий Четверг за архиерейским богослужением порой совершается обряд омовения ног. По окончании Литургии при чтении Евангелия об омовении ног архиерей в память о смиренном поступке Христа омывает ноги священников.
По традиции в Русской Православной Церкви Её Предстоятель, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, освящает в Великий Четверг миро – оливковое масло с примесью разных ароматов, – которое варится в первые дни Страстной седмицы. Освящённое миро рассылается по епархиям и приходам. Святое миро используется в Таинстве Миропомазания. Оно совершается над человеком один раз в жизни сразу после Таинства Крещения, через миропомазание новокрещённый обретает полноту даров благодати Святого Духа.
После омовения и прощальной беседы с учениками Христос преломил хлеб и, благословив его, подал апостолам со словами: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Взяв чашу и благословив её, сказал: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов».
В скромной Сионской горнице происходит великое чудо: человек, некогда отвергший Бога, вновь приобщается к Богу – Источнику Вечной Жизни.
В четверг Страстной седмицы в храмах совершается Божественная литургия. В этот день каждый верующий, по примеру апостолов, стремится соединиться со Христом в Таинстве Причащения. За богослужением несколько раз произносится молитва «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» Эту молитву поёт хор, читает священник, повторяют все верующие. В ней христианин просит у Бога соделать его причастником Тайной Вечери, ныне совершающейся в храме…
Присутствуя в Страстную седмицу на церковных богослужениях, представляющих нам все часы последних дней земной жизни Спасителя, мы станем свидетелями и величайшего события человеческой истории – Славного Христова Воскресения.
Обязательно ли в Чистый четверг вымыться, убраться, покрасить яйца, испечь куличи?
Главное, что должны сделать в этот день — это придти утром на Божественную Литургию, во время которой вспоминается Тайная вечеря, то есть момент установления таинства Причастия. На этом богослужении все верующие, постившиеся Великим постом, стараются причащаться. А вечером Великого Четверга служится особое богослужение с чтением 12 Страстных Евангелий, т. е. с чтением двенадцати частей из четырех Евангелий, где описываются страдания Иисуса Христа перед распятием.
А мыться, убираться, красить яйца в Чистый четверг можно, но вовсе не обязательно. Важнее этих бытовых дел то, что происходит в этот день в храме.
Представления о том, что в этот день нужно сделать те или иные хозяйственные дела, связаны со старинным устроением быта.
В древности люди не имели возможности ежедневно принимать душ, и вымыться — это было целое большое дело. Мыться и убираться перед Пасхой верующие просто старались заранее.
Упоминания о том, что яйца красили именно в четверг, можно найти у писателей Сергея Аксакова, Василия Никифорова-Волгина, Клавдии Лукашевич. Для этого специально выделяли время между богослужениями, часто делали это всей семьей. Современному работающему человеку нужно самому выбирать, когда красить яйца и печь (или покупать) куличи. От того, сделаем ли мы это в четверг, пятницу или даже в субботу, ничего не изменится. Но изменится ощущение Пасхи, если мы упустим в эти последние предпасхальные дни самое главное — понимание, какой ценой каждому из нас Господь открыл путь к спасению.
Помыться, убраться и приготовить праздничное угощение можно и в Великий Четверг. Только так, чтобы это было не в ущерб молитве. Ведь главное, что мы должно сделать в эти последние дни перед Пасхой — это присутствовать на важнейших богослужениях этих дней и стремиться быть рядом со Христом в эти трудные Страстные дни.