Учение святителя Григория Паламы об Иисусовой молитве

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя гре́шнаго.

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ (мя) гре́шнаго (гре́шную).


Второе воскресенье Великого поста посвящено святителю Григорию Паламе — святому, которому православные обязаны деланием непрестанной молитвы «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», и ее повторением (до 12 тысяч раз в день).
Святитель Григорий, архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, автор учения о нетварном свете, систематизатор, прославился в Церкви земной и Церкви Небесной утверждением догматов и основ православной веры.
Будущий святитель родился в 1296 году в Константинополе в семье сенатора. Получил блестящее классическое образование, изучал грамматику, риторику, физику и логику. Особенно любил греческого философа Аристотеля. В 17 лет юноша восхитил византийский двор, прочтя лекцию о сочинении «Логика» этого античного мудреца.
В 18 лет или чуть позже он принимает монашество на Афоне.
К 1332 году святитель Григорий начинает писать богословские сочинения. Он оставил после себя множество сочинений — проповеди, полемические трактаты, богословские труды, но главный его вклад в православное вероучение состоит в том, что он был защитником и практиком непрестанной молитвы, исихии (молчания), учения о нетварных энергиях и Фаворском свете. Подвижник с Божией помощью может очистить свой ум и тело от греховных мыслей и поступков настолько, чтобы удостоиться реальной встречи со Христом, увидеть нетварный фаворский свет, который было даровано увидеть апостолам на горе Преображения.
Часто идеи святителя Григория рассматривают как имеющие отношение к исключительно монашеской практике. Однако, даже апостол Павел заповедовал «непрестанно молиться и за все благодарить» всех христиан, а не только иноков: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес 5, 16-18).
Встреча с Богом в земной жизни. Нетварный свет.
Монах Варлаам, приехав в Константинополь, начал полемику с Григорием Паламой, продолжавшуюся 6 лет до 1341 года. Главное их расхождение состояло в том, что Варлаам считал невозможным реальное познание Бога или встречу с Ним в земной жизни.
По мнению же Григория Паламы, такая встреча возможна, в той мере, в какой Святой Дух может открыть человеку. При этом речь идет не о физическом видении, а о внутреннем созерцании. Палама утверждает, что Бог непознаваем и недоступен в своей сущности. Однако, человек имеет возможность приобщения к нетварной Божественной энергии, говоря о которой святитель использует образ Фаворского света. При этом эта Божественная энергия преображает все наше существо: наш ум, нашу душу и даже наше тело.
Разумеется, для этого нужны не только рациональные, умственные усилия, но и духовная жизнь, аскеза, пост и молитва. Целью этого пути является обожение, т.е. соединение человека с Богом, приобщение к Божественной жизни при помощи Божественной благодати и созерцание Божественных энергий — нетварного света.
Оппоненты же Паламы утверждали, что человек не может реально приобщиться Богу, а Его энергии являются тварными. Но если не существует нетварной благодати (Энергии), то человек или приобщается непосредственно самой Божественной сущности, что логически невозможно, или вообще не может иметь никакого реального общения с Богом.
Напротив, Православная Церковь поддержала святителя Григория и признала его учение о нетварной энергии, которая есть Сам Бог вне Своей сущности.

После 1347 года святитель Григорий был избран епископом Фессалоникийским (как раз того города, жителей которого апостол Павел и призвал всегда молиться), год провел в плену у пиратов, ожидая выкупа за себя, после этого несколько лет управлял своей епархией и скончался 14 ноября 1359 года от болезни. Ему было чуть больше 60 лет.

Значимость Иисусовой молитвы в жизни православного человека.
Святитель Григория Палама собрал воедино все учение об Иисусовой молитве, которая возвышает человека и сродняет его с Господом, и без которой, как говорил преподобный Серафим Саровский, монах становится подобен обгоревшей головешке.
Наследие святителя было развито нашими соотечественниками: святителями Игнатием Брянчаниновым, Феофаном Затворником, Филаретом Дроздовым, старцами Оптинскими и Глинскими, великим старцем Паисием Величковским. Благодаря им Иисусова молитва постоянно практиковалась и доселе практикуется в России и за ее пределами.
 Святитель Григорий Палама учит, что каждый христианин должен стремиться соединиться с Господом через Иисусову молитву. Всем, а не только монахам и пустынникам, благословляется творить эту молитву — это огненный меч, который не дает дьяволу приблизиться к душе человека. Она помогает прилеплять ум и сердце к Иисусу Христу, именно она отгоняет нечистых духов и многочисленные злые помыслы, которые лезут в голову — помыслы осуждения, гнева, раздражения, похоти и др.
Как только вы вспоминаете эту молитву, начинаете про себя призывать сладчайшее Иисусово имя и погружаете свой ум в слова молитвы, вражеские помыслы начинают отступать, словно палимые огнем.
Святитель Игнатий Брянчанинов учит, что Иисусова молитва должна твориться с покаянием и сокрушением сердца. Иначе человеку кажется, что он направляет ум к Богу, а на самом деле — в сторону, противоположную Ему.