Сонм Омскиx святыx

Радуйся, священномучениче, земли Омския молитвенниче.

Радуйся, священномучениче, земли Омския молитвенниче.

26 февраля совершается празднование Собора святыx Омской митрополии, который был внесен в месяцеслов Русской Православной Церкви в 2015 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В сонм святых Собора включены:
Сщмч. Сильвестр (Ольшевский), архиеп. Омский (†1920, память 26 февраля, 10 марта, 16 июля). (в миру Иусти́н Льво́вич Ольше́вский; 15 июня 1860, Косовка, Сквирский уезд, Киевская губерния — 10 марта 1920, Омск) — епископ Русской православной церкви; с 4 июня 1915 года епископ; с 1918 года — архиепископ Омский и Павлодарский. 8 августа 1915 года преосвященный Сильвестрприбыл в Омск.
Недолгим было благодетельное управление Омской кафедрой: в начале 1918 года к власти в Омске пришли большевики. В январе был обнародован декрет советской власти об отделении Церкви от государства, который был расценен как начало открытых гонений на Русскую Православную Церковь. По призыву Поместного Собора во многих городах России состоялись крестные ходы. 4 февраля крестный ход, в котором участвовали все городские приходы, состоялся и в Омске; его возглавил преосвященный Сильвестр.
Через день после городского крестного хода в три часа ночи с 5-го на 6-е февраля 1918 года к архиерейскому дому подошел вооруженный отряд, который ворвался в дом архипастыря. Потрясая оружием, матросы с бранью кричали:
– Где архиерей?
– Я архиерей, – ответил владыка.
Преосвященного Сильвестра схватили, приставили к виску револьвер и, не дав возможности надеть теплую одежду, по сибирскому морозу повели в помещение Совета депутатов. Главарь отряда набросился на находившихся в архиерейском доме людей и, выстрелив из револьвера, разрывной пулей убил эконома владыки Николая Цикуру.
Над преосвященным Сильвестром беспрестанно издевались. В это время по всему городу гудели колокола – это на звон соборной колокольни откликнулись другие церкви. У храмов, на улицах и площадях появились толпы народа. Возмущенные люди требовали освободить епископа. По требованию верующих горожан к епископу были допущены несколько депутаций. Депутации, общее народное возмущение оказали влияние на настроение безбожников, и владыку перевели в отдельную комнату. Ругань солдат начала смолкать, а затем совсем прекратились. На следующий день весь город пришел в движение; учреждения, магазины, учебные заведения закрылись. В городе шла непрерывная стрельба – это красногвардейцы залпами разгоняли народ. У архиерейского дома была поставлена стража. В четыре часа дня в городе объявили осадное положение, и люди были вынуждены разойтись. Стрельба продолжалась всю ночь. В двенадцать часов ночи в архиерейский дом пришла следственная комиссия и опечатала покои епископа. 7 февраля владыка провел в заключении, 8-го в двенадцать часов дня он был освобожден под подписку о невыезде из города. Это обстоятельство помешало владыке выехать в Москву для участия в Поместном Соборе.
22 апреля (5 мая) Патриарх Тихон возвел епископа Сильвестра в сан архиепископа.
Вскоре началась гражданская война, и белые освободили город от большевиков. В это время Омск, как и вся Сибирь, оказался отрезанным от России линией фронта. В ноябре 1918 года в Томске состоялось совещание архипастырей Сибири, организовавшее Высшее Временное Церковное Управление Сибири, главой которого по желанию архипастырей стал высокопреосвященный Сильвестр. Свою деятельность он начал с того, что отменил безбожный декрет от 19 января 1918 года. Православной Церкви были возвращены земли и собственность, в школах восстановлено преподавание Закона Божия. В Сибири была восстановлена учебная деятельность в пяти Духовных семинариях и в пяти духовных училищах.
Когда адмирал Колчак пришел к власти, архиепископ Сильвестр 29 января 1919 года привел его к присяге как Верховного правителя России. В марте 1919 года архиепископ организовал крестный ход по городу с участием Колчака и колчаковского правительства. Для укрепления духа и нравственности офицеров и солдат Белой армии архиепископ Сильвестр восстановил институт полковых священников, и в армию им было направлено более двух тысяч пастырей. В Омске стали издаваться журналы «За Святую Русь» и «Сибирский благовестник».
В августе 1919 года в Омске состоялся съезд казачьих войск России, на котором с приветственным словом выступил адмирал Колчак, призывая защитить веру православную, а архиеп. Сильвестр благословил воинов хоругвями с изображением креста и надписью: “Сим победиши”.
В конце 1919 года при отступлении Белой армии из Омска остался с вверенной ему Богом паствой.
После занятия города Омска большевиками, архиепископ Сильвестр был изгнан из архиерейского дома и поселился в доме настоятеля Успенского кафедрального собора священника Феодора Чемагина. Вследствие перенесенных испытаний архиепископ тяжело заболел раком кишечника. Болезнь оказалась скоротечной.
Скончался10 марта 1920 года, в 14:30. Был погребен в склепе при кафедральном Успенском соборе. Впоследствии Успенский собор был разрушен и на его месте разбит сквер Пионеров.
Иная версия гибели архиепископа Сильвестра была опубликована омским краеведом И. П. Шихатовым в 1997-98 годах. По его словам, архиерей был арестован большевиками сразу же после захвата города. В течение двух месяцев подвергался истязаниям в ЧК, где от него безрезультатно требовали «покаяния». 26 февраля 1920 года он был жестоко убит. Прибив руки святителя гвоздями к полу, палачи раскаленными шомполами прижигали его тело, а затем пронзили ему сердце. Тело было тайно захоронено палачами, и место погребения было до недавнего времени неизвестно.
Шихатов сообщал, что им «исследованы были следственные дела ЧК, прокуратуры, судебной палаты, ЗАГС, сибирской прессы за 1920 г.»Его биографическая справка легла в основу решения о канонизации архиепископа как мученика в 1998 году.
Мощи сщмч. Сильвестра
16 июля 2005 года археологи обнаружили захоронение православного архиерея при раскопках фундамента взорванного в 1935 году Успенского кафедрального собора в самом центре Омска. В гробнице, которая обнаружена в тайной подземной комнате под притвором Николая Чудотворца, были найдены икона, кусочки ткани, останки тела и другие находки, свидетельствующие о том, что это захоронение именно архиепископа Сильвестра. Позже принадлежность мощей архиепископу Омскому и Павлодарскому Сильвестру подтвердили результаты экспертизы.
25 февраля 2009 года рака с мощами свт. Сильвестра установлена в восстановленном Омском Успенском кафедральном соборе. Она находится в нижнем приделе собора, где и был захоронен святитель. Мощи святого теперь доступны для поклонения. Специально для раки с мощами святителя Сильвестра изготовлена из кедра и установлена на четырёх каменных столбах резная деревянная сень ручной работы, которая стала одним из главных украшений Успенского собора.
Нижняя часть гроба, в котором были обретены мощи священномученика Сильвестра Омского наxодится в нижнем приделе собора Успения Пресвятой Богородицы в Ачаирском женском монастыре; верxняя часть гроба — в Серафимовском женский монастыре, щпоселке Татьяновке Омской области.
Прмч. Николай Цикура, келейник сщмч. Сильвестра (Ольшевского) (†1918, память 18 февраля). Был экономом архиерейского дома при архиепископе Омском и Павлодарском Сильвестре (Ольшевском) и сопровождал его во время поездок по России. 4 февраля 1918 года в Омске состоялся крестный ход приходов всех городских церквей, который возглавил высокопреосвященный Сильвестр. Николай Цикура был убит 6 февраля ночью, когда безбожники пришли арестовать архиепископа.
Сщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (†1937, память 26 августа).
3 января 1920 года хиротонисан Патриархом Тихоном во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. Во время праздничного обеда участвовавший в хиротонии митрополит Сергий (Страгородский), взяв свою столовую ложку, заметил: «Советую, владыка, запастись ложкой, придется Вам в тюрьму идти. Не забывайте этого предмета, он там будет очень нужен». А Патриарх Тихон, напутствуя епископа Серафима, сказал: «Иди путём апостольским… Где придется пешком — пешком иди. Нигде ничем никогда не смущайся. Неудобств не бойся, все терпи. Как ты думаешь, даром разве кадят архиерею трижды-по-трижды? Нет, недаром. За многие труды и подвиги, за исповеднические его болезни и хранение до крови веры православной».
После третьего своего ареста и отбывания срока в ссылке Алма-Ате, Гурьеве, Уральске, в январе 1935 года отправлен в Сибирь: в Омск, затем в Ишим, где и остался после окончания срока ссылки в мае 1935 года. 24 июня 1937 года был арестован сотрудниками НКВД. Обвинён в участии в контрреволюционной организации церковников «Истинно-православная церковь». Содержался в Ишимской и Омской тюрьмах. На трёх допросах вину не признал. 23 августа 1937 года «тройка» при Управлении НКВД по Омской области приговорила его к расстрелу, мотивируя свой приговор тем, что он «не прекратил своей контрреволюционной деятельности» и в Ишиме среди верующих «слыл за святого человека». 26 августа 1937 года приговор был приведен в исполнение. Xотя официально было сообщено, что он был приговорён к заключению в лагерь, где, якобы, и умер.
Место захоронения Владыки установить невозможно.
Сщмч. Михаил Пятаев, пресв. (†1930, память 28 февраля) и Сщмч. Иоанн Куминов, пресв. (†1930, память 28 февраля). Оба священника служили в Богоявленском храме села Малокрасноярка (ныне граница Омской и Новосибирской областей). По доносу приxожанки Дарьи Барковой Священников арестовали после проповеди на праздник Рождества Христова и отправили в тюрьму. 21 февраля 1930 года «тройка» ОГПУ приговорила священников Михаила Пятаева и Иоанна Куминова к расстрелу, а их семьи – к ссылке. 28 февраля 1930 года отец Михаил и отец Иоанн были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле в городе Каинске (ныне Куйбышев, Новосибирская область). Впоследствии на месте захоронения был построен завод, и могилы были утеряны.
Мч. Димитрий Волков (†1942, память 4 марта) и Мч. Никита Сухарев (†1942, память 4 июля). Староста Дмитрий Иванович Волков и член общины Никита Андреевич Суxарев начали xлопотать о назначении священника в xрам для иx общины в г. Ореxово-Зуево (Москвоская область) с 1940 года. После многиx отказов на уровне местной власти, они обратились в приемную Верховного Совета с жалобой на действия местных властей и с просьбой открыть храм. В самый день начала войны, 22 июня 1941 года, руководство Московского НКВД постановило арестовать ходоков; на следующий день староста храма Дмитрий Иванович Волков и член церковной двадцатки Никита Андреевич Сухарев были арестованы.
В июле 1941 года немецкие войска стали стремительно продвигаться к Москве, и город был объявлен на военном положении. Следователи, ведшие дела арестованных, отбыли в глубокий тыл, в город Омск, туда же этапом вслед за ними были отправлены и подследственные. Сотрудники НКВД за хлопотами эвакуации не успели допросить в качестве свидетелей секретных осведомителей, и дело оказалось лишенным показаний свидетелей. Дмитрий Иванович и Никита Андреевич были заключены в омскую тюрьму, и с 3 сентября 1941 года круглосуточные изнурительные допросы возобновились.
4 сентября 1941 года следствие было закончено, и следователь в обвинительном заключении написал: «Учитывая, что в контрреволюционной деятельности Сухарев и Волков изобличаются оперативными материалами, которые не могут быть использованы в судебном заседании, следственное дело целесообразно направить на рассмотрение Особого Совещания при НКВД СССР»
27 декабря 1941 года Особое Совещание при НКВД приговорило Дмитрия Ивановича Волкова и Никиту Андреевича Сухарева к пяти годам ссылки в Омскую область. Несмотря на приговор к ссылке, они, однако, не были освобождены из тюрьмы. Преклонный возраст, едва переносимые условия этапа, изнурительные круглосуточные допросы, содержание в тюрьме на голодном пайке, да еще во время войны, когда и солдаты не получали в достатке продуктов, быстро приблизили их смерть. Церковный староста Дмитрий Иванович Волков скончался 4 марта 1942 года в омской тюрьме № 1 и был погребен в безвестной могиле. Член церковной двадцатки Никита Андреевич Сухарев скончался через четыре месяца в той же тюрьме, 4 июля 1942 года, и также был погребен в безвестной могиле.